ДОКЛАД на Третьем открытом форуме прокуратуры Забайкальского края «Год экологии: исполнение законодательства об охране окружающей среды в Забайкальском крае»

В связи с объявленным годом экологии прокуратурой Забайкальского края проведено обобщение практики надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды и природопользовании.

Анализ статистических сведений за последние 5 лет свидетельствует о том, что наиболее подвержены нарушениям сферы оборота отходов производства и потребления (на неё приходится до 43% всех природоохранных нарушений), а также лесопользования (33%), охраны вод и атмосферного воздуха (17%). Данные показатели в целом соотносятся с состоянием окружающей среды в нашем регионе.

Практика прокурорского надзора свидетельствует о неудовлетворительном состоянии законности в области обращения с отходами производства и потребления. Об этом указывает и тот факт, что в отдельные периоды почти половина всех выявленных прокурорами природоохранных нарушений приходилась именно на эту сферу правоотношений.

Из года в год, как правило, пресекаются одни те же нарушения. Они обусловлены ненадлежащей реализаций органами власти и контроля полномочий, недостаточным финансированием, слабой работой с населением, просчетами в деятельности хозяйствующих субъектов.

Негативное влияние на природу и здоровье человека оказывают накопленные в крае за многие десятилетия около 3 млрд. тонн отходов горнодобывающей отрасли, в т.ч. являющиеся радиоактивными или токсичными. Всего по различным оценкам ежегодно в регионе образуется и остается на хранении около 250 млн. тонн отходов.

При этом должным образом не решаются вопросы сбора, хранения и утилизации твердых коммунальных отходов, размещаемых более чем на 2 тысячах санкционированных и несанкционированных свалок.

Не развитой в крае остается деятельность по переработке мусора. Единственный мусоросортировочный завод на базе «Забайкалспецтранса» не работает. Нельзя признать организованным сбор макулатуры, стекла и иного вторичного сырья, население об этом практически не информируется.

Краевая и муниципальные программы в этом направлении не финансируются либо средства выделяются по остаточному принципу. Это не позволяет решить вопросы обустройства полигонов, глубокой переработки бытового мусора, утилизации биологических и иных видов отходов.

Например, на исполнении находится решение суда по заявлению природоохранного прокурора о понуждении органов власти выполнить мероприятия государственной программы в части строительства и обустройства полигонов твердых коммунальных отходов в 5 городах и поселках.

В целом результаты надзора свидетельствуют, что отсутствие полигонов для складирования и захоронения отходов явилось главной причиной распространения несанкционированных свалок. В крае по самым скромным подсчетам насчитывается около 700 таких свалок и повсеместно как прокурорами, так и органами контроля принимаются меры, направленные на их ликвидацию.

Между тем ситуация к лучшему существенно не меняется.

Впрочем, не улучшается и состояние легальных мест захоронения отходов. В крае нет ни одного полигона ТБО, в полной мере отвечающего экологическим требованиям. На них не оформляются необходимые документы. Не организованы контроль состава поступающих отходов, производственный контроль, исследование проб атмосферного воздуха, подземных вод для оценки влияния на окружающую среду. Не проводятся послойная ежедневная укладка отходов, их прессование и засыпка грунтом. Нет специальных обвалов по границам, ограждения. Не хватает спецтехники и т.д.

Прокурорами пресекаются множественные нарушения со стороны хозяйствующих субъектов. К ним относятся безлицензионная деятельность, несоблюдение порядка размещения, утилизации, учета, инвентаризации отходов, определения их класса опасности. С 2015 года практически в каждом районе прокурорами инициировано административное преследование виновных лиц за сбросы сточных вод, пролив радиоактивных отходов, засорение и загрязнение земель, выброс загрязняющих веществ в атмосферу, захламление лесных участков и иных территорий.

Например, по материалам природоохранного прокурора АО «ППГХО» привлечено к ответственности за сброс сточных вод из огаркохранилища сернокислотного цеха гидрометаллургического завода, за пролив жидких радиоактивных отходов, загрязнение Умыкейских озер сточными водами.

Потребовано обеспечить безопасное хранение более 130 тонн радиоактивных отходов в п. Первомайский, образованных в результате деятельности предприятий «Забайкальского горно-обогатительного комбината». По инициативе прокуратуры подтверждено отнесение радиоактивных и промышленных отходов к конкретному классу опасности. Определены границы санитарной зоны их хранения с информированием населения о запрете нахождения в них. Восстановлено ограждение склада хранения оловянного кека и перекрыта дорога к нему. Установлены информационные щиты и знаки радиационной опасности и пр. На контроле остается исполнение решения судов о понуждении уполномоченных органов вывезти отходы. По представленной информации соответствующие работы запланированы на этот год силами госкорпорации «Росатом».

До настоящего времени не решенными остаются вопросы, связанные со сбором и захоронением биологических отходов, содержанием скотомогильников и биотермических ям. Продолжают иметь место нарушения при обращении с медицинскими отходами.

Для нашего региона остаются актуальными проблемы нерационального использования лесосырьевых ресурсов, несоблюдения требований пожарной безопасности в лесах. По-прежнему высок уровень криминализации лесной отрасли.

Прокурорские проверки показали, что принимаемые контролирующими и правоохранительными органами меры по предупреждению, выявлению, раскрытию и расследованию правонарушений и преступлений в сфере лесопользования, а также по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности не в полной мере адекватны состоянию законности.

Наиболее распространенными нарушениями, выявляемыми прокурорами в уполномоченных органах и учреждениях, явились отсутствие надлежащего контроля за лесопользователями, несвоевременное составление осмотров мест рубок после окончания срока действия договоров купли-продажи лесных насаждений, процессуальные нарушения при привлечении виновных лиц к административной ответственности и пр.

Так, в прошлом году в Гослесслужбе краяпресечены нарушения при реализации функций административного преследования и контрольно-надзорных полномочий, только после внесения представления ведомство направило в органы Росимущества лесоустроительные материалы для проведения кадастровых работ, приняло меры к выполнению мероприятий по воспроизводству лесов в установленных объемах, высажено 7,5 тыс. сеянцев сосны обыкновенной. В суды направлено 29 исков о понуждении лесопользователей к исполнению мероприятий по воспроизводству лесов. Почти в 2 раза увеличилась площадь поставленных на кадастровый учет земель лесного фонда (с 8,5 до 16,3 млн. га).

Гослесслужба края упрекалась также в ненадлежащей работе по привлечению к административной и уголовной ответственности «черных лесорубов», а также лиц за незаконный захват земель лесного фонда, по взысканию причиненного природе ущерба.

Не все лесничества ГКУ «Управление лесничествами Забайкальского края» были оснащены компьютерной техникой и доступом к сети «Интернет» для внесения сведений в ЕГАИС учета древесины и сделок с ней. Не выполнялся план проведения сплошных санитарных рубок. Не проводились осмотры мест рубок.

Принятия мер потребовали нелегальная реализация древесины частными лицами, незаконная деятельность пунктов приема и отгрузки древесины, строительных и иных рынков.

Скоординированными мерами удалось добиться увеличения по сравнению с 2015 годом количества выявленных незаконных рубок (с 367 до 503, +73%), дел, переданных в следственные органы (с 284 до 425, +67%).

Надо отметить, что из года в год прокурорскими проверками выявляется неполная готовность уполномоченных органов всех уровней, учреждений и лесопользователей к началу пожароопасного сезона.

В этом году также отмечается несвоевременность проведения лесопожарными учреждениями мероприятий по ремонту техники для тушения пожаров, вакцинации задействованных в пожаротушении лиц, их обучения. В филиалах КГСАУ «Забайкаллесхоз» и КГУ «Читинская авиабаза» отсутствует нормативная численность работников, не укомплектовано обмундирование и спецоборудование, не проведены аукционы по закупке спецодежды и продуктов питания, запасных частей, ГСМ. КГСАУ «Забайкаллесхоз» не выполнено государственное задание по сплошным и выборочным санитарным рубкам, мониторингу пожарной безопасности в лесах, очистке сплошных насаждений от захламленности, не завершена работа по восстановлению документов и постановке на государственную регистрацию в ГИБДД находящейся на балансе техники.

Результаты прокурорских проверок свидетельствуют о ненадлежащей организации в крае федерального государственного пожарного надзора в лесах, лесной охраны, вследствие чего не проводилась очистка мест рубок, не выполнялись мероприятия по противопожарному обустройству лесов, что способствовало возникновению чрезвычайных ситуаций в лесах.

Не обеспечено краевым финансированием предусмотренное Положением о Министерстве природных ресурсов Забайкальского края полномочие по организации и осуществлению тушения пожаров на землях, не входящих в лесной фонд и не находящихся в собственности муниципальных образований.

По-прежнему, остается нерешенной проблема исполнения состоявшихся по искам прокуроров решений судов прошлых лет ввиду недостаточности финансовых ресурсов. На исполнении находятся судебные решения о понуждении КГСАУ «Забайкаллесхоз» к обеспечению лесопожарных формирований оборудованием и средствами в соответствии с имеющимися нормативами; о понуждении КГУ «Читинская авиабаза», Гослесслужбы и Рослесхоза обеспечить кратность авиапатрулирования.

29.11.2016 краевым судом оставлено в силе судебное решение по иску природоохранного прокурора о понуждении уполномоченного органа и учреждения «Забайкаллесхоз» тушить лесные пожары в темное время суток. Достаточные меры к исполнению этого решения также не принимаются.

Многими прокурорами приняты меры, направленные на ликвидацию в муниципальных образованиях несанкционированных свалок, а также в связи с непринятием мер по очистке, непроведением иных противопожарных мероприятий на территориях садоводческих обществ, пунктов приема и отгрузки древесины, арендуемых лесных участков, на просеках линий электропередач и иных объектах.

Не менее остро в крае стоят вопросы, связанные с охраной земель.

До сих пор в большинстве муниципальных образований не приняты программы по охране земли и повышению плодородия почв, не организован надлежащий муниципальный земельный контроль.

Органы власти попустительствуют фактам самовольного занятия земельных участков, их захламления и засорения, деградации и ухудшения состояния почв, случаям зарастания сельхозугодий кустарниками и сорными растениями. Не везде налажена работа по признанию права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли.

Между тем, в большинстве районов прокурорами принимались меры к хозяйствующим и иным субъектам в связи невыполнением обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, восстановлению плодородного слоя почв, в связи с размещением на земельных участках отходов, загрязнением их химическими веществами.

За 2 года прокурорами опротестовано порядка 50 незаконных муниципальных правовых актов о предоставлении земель сельхозназначения и в водоохранных зонах под размещение свалок бытовых отходов.

В сфере недропользования пресекались факты безлицензионной деятельности, неисполнения юридическими лицами обязанностей по внесению платежей за пользование недрами, консервации и ликвидации горных выработок при завершении отработки балансовых запасов полезных ископаемых, ненадлежащего проведения геологоразведочных и добычных работ, ведения и пополнения геологической информации.

Требуют дополнительного внимания проблемы загрязнения вод и охраны водных биологических ресурсов.

В Забайкальском крае объем сбросов в поверхностные водные объекты загрязненных сточных вод за последние 2 года составил 166 млн. куб. м. Официально действует 66 хозяйствующих субъектов, осуществляющих сброс сточных вод, при этом на 27 объектах отсутствуют очистные сооружения, отвечающие установленным требованиям.

Установка границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос необходима на 17 водных участках, наиболее подверженных антропогенному воздействию, из них установлена только на 6. Это не позволяет должным образом регулировать хозяйственную деятельность на таких территориях и осуществлять контрольно-надзорные мероприятия.

Между тем, ежегодно прокурорами принимается до 100 различных мер, направленных на ликвидацию источников загрязнения в водоохраных зонах, в охранных зонах скважин, используемых для водоснабжения, устранение иных нарушений.

Пресекались случаи незаконного строительства в таких зонах, использования объектов без договоров водопользования и решений о предоставлении водного объекта в пользование, а также без учета объемов забора и сброса водных ресурсов, контроля качества сбрасываемых сточных (или дренажных) вод и мониторинга состояния рек.

К примеру, ООО «ПК «Кварц» в Читинском районе на участке по добыче россыпного золота осуществляло пользование рекой Кручина без договора на водопользование, сброс сточных вод – в отсутствие соответствующего решения. По завершению промывочного сезона с целью подготовки участка к рекультивации нарушенных земель ООО С/А «Сириус» в Красночикойском районе были открыты аварийные водосбросы в дамбах технологических отстойников, что привело к залповому сбросу сточной воды в реку Аскан.

Незаконными признаны действия ПАО «ТГК-14» по сбросу фильтрационных сточных вод с золошлакоотвала в озеро Кенон, выявлено также превышение предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в это озеро, по сравнению с разрешенными нормами.

Прокурором Чернышевского района и Шилкинским межрайонным прокурором принимались меры к владельцам очистных сооружений ввиду того, что все их составные части – песколовки, отстойники, фильтры, аэротенки находятся в нерабочем состоянии, вода фактически поступает напрямую в пруды-накопители, что отрицательно влияет на её качество. По требованию прокурора Хилокского района МУП «ГРЭЦ» г. Хилок разработан и утвержден проект организации и обоснования размера санитарно-защитной зоны для очистных сооружений, получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов со сточными водами в реку Хилок.

В связи с невыполнением в части охраны водных объектов краевой государственной программы «Охрана окружающей среды» природоохранный прокурор был вынужден требовать её исполнения в судебном порядке.

На контроле находятся решения судов о понуждении органов власти края к выполнению мероприятий по разработке программы по сохранению экосистемы озера Кенон, а также по мониторингу вод с целью реализации мероприятий подпрограммы «Защита от негативного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений».

Только после судебного понуждения Министерством природных ресурсов и промышленной политики края было реализовано полномочие по резервированию источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на случай возникновения чрезвычайной ситуации.

Как отмечалось, органами власти края водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, границы и режим зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения установлен не по всем объектам. В этой связи было инициировано принятие судебного решения о понуждении установить границы по 14 водным участкам, в том числе рек Чита, Ингода, Хилок, Шилка, Нерча, Онон, озер Арахлей, Кенон, Иван, Тасей, Шакшинское, Иргень и других. Исходя из объема финансирования решение суда исполнено по 6 участкам.

Органами местного самоуправления 9 районов только после вмешательства прокуроров были утверждены правила использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд. В 6 районах, краевом центре пресекалось неправомерное предоставление этими органами земельных участков на прилегающих к водному объекту территориях.

Упущения в работе по охране водных биологических ресурсов выявлялись при проверках ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий» и Забайкальского отдела Росрыболовства, в том числе они касались некачественной организации государственного надзора за соблюдением на территориях ОППТ правил рыболовства. Природоохранным прокурором сформирована судебная практика запрещения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим публичную оферту о продаже электроудочек для незаконного лова рыбы, являющихся запрещенными орудиями лова.

Город Чита более 35 лет включается в список городов России с наибольшим уровнем загрязнения воздуха. Зона максимального загрязнения определена в западной и южной частях города (Железнодорожном и Ингодинском районах).

Причинами, влияющими на состояние воздуха в краевом центре, обычно указываются географические и климатические особенности, рельеф местности, рост числа автотранспорта и наличие крупного железнодорожного узла с 7 станциями, особенности частной застройки и расположения основных загрязнителей без учета «розы ветров», длительность отопительного сезона, низкое качество используемого угля, тление буроугольных месторождений и мусора на городской свалке.

Однако, как показали прокурорские проверки, к этим причинам следует отнести повсеместное неисполнение требований закона.

По инициативе прокуратуры Министерством природных ресурсов и промышленной политики края и Управлением Росприроднадзора по краю сформирован единый перечень хозяйствующих субъектов, имеющих разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и не согласовавших мероприятия по уменьшению таких выбросов в период неблагоприятных метеоусловий.

К указанным хозяйствующим субъектам, а это более 60 юридических лиц и предпринимателей, всеми прокурорами города Читы приняты меры реагирования. В отношении злостных нарушителей, продолжающих, несмотря на представления прокуроров бездействовать, в суды направлены заявления о соответствующем понуждении.

Как показали проведенные проверки, имеющиеся в городе котельные работают с несправным газоочистным оборудованием или без такового. Повсеместно установлено самовольное, без постановки на учет и оформления разрешительной документации, возведение и эксплуатация т.н. «объектовых» котельных, отапливающих помещения СТО, теплых автостоянок, складских и иных помещений, пунктов приема металлолома и т.п.

В организациях не налажен производственный контроль за соблюдением нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ, не проводятся инструментальные замеры. Осуществляется выброс без специального разрешения и нормативов предельно-допустимых выбросов либо с их несоблюдением. Не принимаются меры по постановке на учет установок очистки газа и их проверкам. Промышленные площадки не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветра, зола хранится открытым способом, отсутствую золоуловители. Это лишь небольшой перечень нарушений, характерных для данной сферы отношений.

Выявлены нарушения при проверках операторов техосмотра транспортных средств в части обязательного замера ими содержания вредных веществ в отработавших газах и их дымности. Например, ООО «АвтоТехСервис» использовало не поверенный газоанализатор, не велся учет результатов проверок автомобилей на содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газах и состава рабочей смеси двигателей.

Министерство природных ресурсов и промышленной политики края не всегда предупреждало юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о неблагоприятных метеоусловиях, вследствие чего последние не проводили мероприятия по уменьшению выбросов.

Вызывает сомнение достоверность сведений о состоянии атмосферного воздуха, оцениваемого по результатам мониторинга ФГБУ «Забайкальское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды». Размеры и границы охранных зон всех пунктов наблюдений этого учреждения не соответствуют установленным требованиям.

В нашем регионе порядка 13 различных органов и специализированных учреждений наделены контрольно-надзорными полномочиями в природоохранной сфере. Это органы Ростехнадзора, Росприроднадзора, Роспотребнадзора, Россельхознадзора, Росрыболовства, Росреестра, Роснедра, Министерство природных ресурсов края, ряд специализированных федеральных и краевых учреждений.

Практика прокурорского надзора показывает, что такие полномочия органы власти и учреждения не всегда реализуют надлежащим образом. Ими не выполняются запланированные мероприятия по контролю, допускается неполнота и иные нарушения при проведении плановых и внеплановых проверок. Не принимаются меры для устранения нарушений, привлечения виновных лиц к административной и уголовной ответственности. Не рассчитывается причиненный окружающей среде ущерб, не инициируется его возмещение.

Выводы и предложения.

 

Начальник управления

по надзору за исполнением

федерального законодательства                                                                       

старший советник юстиции                                                                           А.С. Трухин