Арендаторылесных участков в силу п.п. 3, 13 Правилпожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417(далее – Правила) обязаны участвовать в предупреждении лесных пожаров (противопожарное обустройстволесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров), мониторинге пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, а также в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара. Также принимать все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара (ч. 2 ст. 53.4 Лесного кодекса РФ, п/п. «ж» п. 13 Правил), направленные не на тушение очага пожара и его полную ликвидацию, а на предотвращение распространения лесного пожара на лесные участки, граничащие с лесными участками, на которых произошло возгорание. Например, создание заградительных минерализованных полос перед надвигающейся кромкой пожара, перемещение складированной древесины, техники и легковоспламеняющихся веществ (запасов горюче-смазочных материалов).

Действующее законодательство предусматривает два варианта привлечения организаций, использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного принадлежащего им имущества в целях тушения лесных пожаров.

Во-первых, в рамках действующего режима чрезвычайной ситуации или режима повышенной готовности, независимо от заключения с организациями договоров аренды лесного участка, договоров на участие в тушении лесных пожаров, включения этих организаций в планы тушения лесных пожаров.

Такая возможность установлена ч. 4 ст. 53.6 Лесного кодекса РФ, пп. «в», «д» п. 10 ст. 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», предусматривающими полномочия главы муниципального района по принятию дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в виде определения порядка использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества организаций.

При этом руководство ликвидацией чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций осуществляет назначенный главой муниципального района руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации (п/п. «в», «д» п. 10 ст. 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»). В п. 32 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794, также закреплено, что руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В случае отказа от участия в тушении пожара организация может быть привлечена к ответственности по ч. 2 ст. 20.6 КоАП РФ, предусматривающей санкции за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Между тем, как свидетельствует практика прокурорского надзора, главами муниципальных районов, как правило, порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества организаций для целей участия в тушении лесных пожаров, не определяется.

Во-вторых, привлечение в соответствии со ст.ст. 53.4, 53.6 Лесного кодекса РФ арендаторов лесных участков и иных организаций к участию в пожаротушении на основании плановтушения лесных пожаров и отдельных договоров (п.7 Правил).

Согласно Правил разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта, утвержденных постановлением Правительства от 18.05.2011 №378 (в ред. от 09.04.2016), силы и средства юридических лиц, которые могут быть привлечены для борьбы с лесными пожарами, включаются в сводные планы тушения лесных пожаров после заключения соответствующих договоров (соглашений), предусматривающих основания и порядок привлечения и использования таких сил и средств, а также гражданско-правовую ответственность за их непредставление или несвоевременное представление. 

Привлечение сил организаций в соответствии с планами тушения лесных пожаров осуществляется на основании решений оперативного штаба КЧС района. Невыполнение этих обязательств влечет гражданско-правовую ответственность, а также ответственность по ст. ст. 20.4, 20.6 КоАП РФ. 

                                                                     Прокурор отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства в сфере экономики

и охраны окружающей среды

прокуратуры Забайкальского края О.В. Ушакова

21.06.2016