Сегодня в прокуратуре Забайкальского края прошла пресс-конференция  по теме «Состояние работы правоохранительных органов края по исполнению Национального плана противодействия коррупции», организованная совместно с УМВД России по Забайкальскому краю.

Перед журналистами выступили и отвечали на их вопросы Светлана Козлова – заместитель прокурора края, Сергей Козлов – начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры края, Алексей Чечурин – заместитель начальника управления экономической безопасности и противодействию коррупции УМВД России по краю.

Прокуратура Забайкальского края провела проверку работы правоохранительных органов края  по борьбе с коррупционными преступлениями, выполнению мероприятий по реализации Национальной стратегии противодействия коррупции. Ее результаты обсуждались на координационном совещании руководителей правоохранительных органов, которое прошло 22 октября 2015 года.

Коррупция в Забайкальском крае зависит от сложной социально — экономической обстановки, обусловленной низким объемом производства, высоким уровнем безработицы, оттоком из региона активного трудового, творческого и культурного слоя населения.

Прокуроры систематически используют  право законодательной инициативы и нормотворчества, по  модельным нормативным правовым актам и проектам постановлений региональными органами государственной власти и местного самоуправления принято 22  НПА в сфере противодействия коррупции.  Так, Законодательным Собранием Забайкальского края по проекту прокуратуры края приняты изменения в постановление о порядке представления лицами, замещающими государственные должности в Законодательном Собрании сведений о доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

По результатам надзора прокурорами выявлено 2626 нарушений закона (— 7,5 %), 711 незаконных правовых актов (+25), на которые принесено 707 протестов  (+ 25,6 %), внесено 408 представлений (+ 3,4 %), которые рассмотрены и удовлетворены, по ним к дисциплинарной ответственности привлечены 279  (68,3 %) виновных лиц (346 или 87,8 %). По постановлениям прокуроров к административной ответственности за нарушение законодательства о противодействии коррупции, о контрактной системе закупок, о бюджете, использовании государственного и муниципального имущества привлечено 70  правонарушителей (21), направлено 215 исковых заявлений (заявлений) в суд (394).

За нарушения в сфере бюджетного законодательства (343/297), к дисциплинарной ответственности привлечены 8 виновных лиц (39), по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 2 правонарушителя (0),  в следственные органы в порядке ч.2 ст. 37 УПК РФ по фактам  оплаты должностными лицами личных административных штрафов за счет бюджетов муниципальных образований,  направлено 6 материалов, по ним возбуждено 5 уголовных дел (9/7).

При исполнении законодательства о размещении заказов на поставки товаров, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд выявлено 208 нарушений (251), внесено 65 представлений (44) к дисциплинарной ответственности 59 виновных лиц (41), по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 9 правонарушителей (5), по материалам надзорной проверки, выявившей факт полной оплаты заказчиком стоимость невыполненных работ, возбуждено 1 уголовное дело (0).

В ходе надзора за законностью использования государственного и муниципального имущества прокуроры выявили 75 коррупционных нарушений закона (77), 4 незаконных правовых акта (15), на которые принесено 4 протеста (11), все рассмотрены и удовлетворены, в суды направлено 11 исковых заявлений (12), внесено 13 представлений (8), к дисциплинарной ответственности привлечено 6 лиц (7), направлено в порядке ч.2 ст. 37 УПК 2 материала (4), на основании которых следственными органами возбуждено 1 уголовное дело (3).

 

В сфере ЖКХ выявлено 57 коррупционных правонарушений, внесено 9 представлений, по результатам рассмотрения которых 6 виновных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, внесено 1 требование рассмотрено, НПА отменен, судами рассмотрено 4 административных дела, из них 2  возбуждены в отношении руководителей организаций ЖКХ по ст. 19.29 КоАП РФ, а  2 дела по ст. 7.30 КоАП РФ.

За нарушение законодательства о противодействии коррупции к дисциплинарной ответственности привлечено 34 должностных лица территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти (59), 14 чиновников органов исполнительной власти Забайкальского края (19), 125 лиц представительных и исполнительных органов местного самоуправления   (207), по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 20 виновных лиц (5), а к уголовной ответственности по постановлениям в порядке ч.2 ст. 37 УПК РФ – 1 человек (6).  

Прокуроры продолжали выявлять нарушения закона, связанные с обязанностью  сообщать сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в Министерстве природных ресурсов и промышленной политики, Избирательной комиссии, Управлении автодорожного надзора края, администрациях городского округа «Город Чита», «Нерчинский район» и др. Для их устранения внесено 49 представлений, дисциплинарную ответственность понесли 32 виновных лица.

 

Судом по ч.1 ст. 19.28 КоАП РФ привлечено к  ответственности в виде штрафа в 7800 тыс. руб. ООО «Медведь», директор которого неоднократно давал взятки начальнику отделения «З» отдела «У-Т» 5 Управления «Р»  Гантимурову за  общее покровительство и попустительство деятельности коммерческой организации.

За необоснованное привлечение к труду бывших государственных гражданских и муниципальных служащих по ст. 19.29 КоАП РФ к штрафам на общую сумму 1 млн. 16 тыс. руб. привлечены 50 работодателей.

Вместе с тем, распространенность коррупции в отдельных отраслях правоотношений свидетельствует о значительном снижении в текущем году наступательности и результативности надзора в сфере закупок (208/251), государственного и муниципального контроля и надзора (72/116), предоставления государственных и муниципальных услуг (30/188).  Вдвое  сократилось число  материалов надзорных проверок в следственные органы для уголовного преследования коррупционеров.

Проводимая в крае антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов НПА, существенно влияет на профилактику коррупционных правонарушений. Прокуроры оценили на коррупциогенность  6857  НПА (8115) и 5860 проектов НПА (5494). В целях устранения положений, способствующих проявлениям коррупции, прокурорами оспорено 10 нормативных правовых акта  органов государственной власти края (7) и около 648 НПА органов местного самоуправления (681).  По протестам, требованиям и информациям замечаниям прокуроров  из 745 НПА и проектов НПА (723) исключены  коррупциогенные факторы. Акты прокурорского реагирования поднадзорными органами рассматриваются в установленный срок.Наибольшее число НПА – 53,6 %, содержащие коррупциогенные факторы, регулировали правоотношения в сфере прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; 11 % таких НПА регулировали вопросы государственной гражданской и муниципальной службы; 8,3% -  в сфере землепользования; 7 % — градостроительства.

По плану прокуратуры края прокуроры районов проверили в представительных и исполнительных органах местного самоуправления исполнение обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы, выявили не одну сотню нарушений,  внесли 113 представлений и информаций, 65 протестов на противоречащие закону правовые акты; направлено 47 заявлений в суд. Более половины актов реагирования рассмотрены и удовлетворены.

            Прокуратурой края и указанными раймежспецпрокурорами совместно в УФСБ, УМВД, федеральной антимонопольной службы, Росфиннадзора, государственных финансовой и жилищной инспекций, кадровых служб муниципальных образований проведено 7 совместных целевых мероприятия по выявлению и пресечению коррупционных преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению (10). По их результатам, в том числе и на основании постановлений прокуроров в порядке п.2 ч.2 ст. 37 УПК РФ,  возбуждено 3 уголовных дела (7) о преступлениях коррупционной направленности. 

Например, по результатам совместной работы прокуратуры края и Читинского гарнизона, СУ СК и МВД  27.03.2015  возбуждено уголовное дело в отношении бывшего председателя военно–врачебной комиссии Забайкальского военного комиссариата Селиной, которая после увольнения из органов военного управления систематически совершала посредничество во взяточничестве, непосредственно передавая от граждан, не желавших исполнять свой долг по защите отечества, взятки в виде денег в размере от 80 до 100 тыс. руб. должностным лицам военкомата, уполномоченным устанавливать невозможность по состоянию здоровья служить в Армии. По результатам расследования дела Селиной, которая заключила со следствием досудебное соглашение о сотрудничестве, в отношении 9 взяткодателей возбуждены уголовные дела, из 6 окончены направлением в суд с обвинительными заключениями, осуждены 4 человека.

За 9 месяцев 2015 года правоохранительными органами выявлено 248 коррупционных преступлений (323), из которых 98 фактов получения взяток (90), 39 фактов их передачи (47), 30 фактов посредничества во взяточничестве (123), 4 – коммерческого подкупа (5). Уровень взяточничества и подкупа в структуре коррупционной преступности составляет 69 % (82%), мошенничества и присвоения – 22% (14%), злоупотреблений и превышений полномочиями – 4% (1%). Из числа зарегистрированных  13 преступлений, связанных со взяточничеством, совершены в крупном и особо крупно размерах (5), а 3 – в составе организованной группы (2). Средний размер вятки составил 198 тыс. руб. ( 81 тыс. руб.).

По-прежнему,  наибольшее число деяний выявляют сотрудники ОВД (79%).  57% зарегистрированных преступлений расследуется по многоэпизодным уголовным делам (56%), таких как уголовное дело в отношении Жапова и многих других сотрудников УГИБДД края, получавших взятки в размере от 50 тыс. руб. от граждан и посредников за каждое зарегистрированное транспортное средство, а также дело по обвинению  Косова и других государственных инспекторов управления Автодорожного надзора России, в получении от водителей, за освобождение от ответственности за допущенные нарушения технических регламентов эксплуатации большегрузных автомобилей многочисленных   взяток от 500 до 1000 руб.   

 

Большинство зарегистрированных в крае коррупционных преступлений совершены в правоохранительных органах. За получение взяток, злоупотребления полномочиями и хищения вверенных денежных средств привлечены 25 сотрудников правоохранительных органов (19), из которых 16 сотрудников полиции (11), 4 УФССП (1) и 2 УФСИН (1). За совершение 37 или 15 % преступлений, связанных с получением незаконных вознаграждений за сдачу экзаменов или выдачу мед. справок к уголовной ответственности привлекаются педагоги и врачи   (67 или 20%).

По результатам служебной проверки отдела противодействия коррупции Сибирского регионального центра МЧС России в отношении заместителя начальника ГУ МЧС края — начальника управления надзорной деятельности  Забелина возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 289 УК РФ (незаконное участие в предпринимательской деятельности).

Сотрудниками Забайкальского ЛУ МВД на транспорте выявлено 54 коррупционных преступления (21), в том числе 45 фактов взяточничества и коммерческого подкупа (21). За получение 10 коммерческих подкупов от работников железной дороги по выдаче им поддельных свидетельств об окончании курсов машинистов локомотивов привлекается к уголовной ответственности  начальник отдела кадров локомотивного депо ст. Чернышевск – Забайкальский Печеревина.

Вдвое меньше прокурорами в порядке ч. 2 ст. 37 УПК направлено в следственные органы 10 материалов для уголовного преследования коррупционеров (20), по результатам их рассмотрения следственными органами возбуждено 8 уголовных дел (17). По двум материалам процессуальные проверки продолжаются.

            По постановлениям заместителя прокурора края в порядке ч.2 ст. 37 УПК РФ, возбуждены уголовные дела  в отношении бывшего руководителя Гослесслужбы края Балагура и других лиц к уголовной ответственности по ч.4 ст. 159 УК РФ и ст. 289 УК РФ, который в 2014 году необоснованно, в отсутствие регистрационных документов на транспортные средства, и необходимого для тушения пожаров спецоборудования при фактической стоимости в 3,9 млн. руб. приобрел для территориальных филиалов КГСАУ 7 автомобилей, причинив государству ущерб в размере 2,7 млн. руб., а в 2013 – 2014 гг. путем предоставления  лично льгот и преимуществ ИП Мещановичу в организации лесозаготовительной деятельности незаконно участвовал в деятельности предприятия индивидуального предпринимателя по заготовке и экспорту древесины заграницу.  

За 9 месяцев 2014 года следователями правоохранительных органов края расследованы с направлением в суд 69 уголовных дел на 91 лицо (63 дела на 76 лиц), из которых 46 дел расследованы  следователями СУ СК, 20 дел – УМВД  и 3 дела — УФСБ. Следователями ОВД на транспорте расследуется  10 уголовных дел, направлением в суд в обвинительными заключениями окочены 4 дела.      

            Неоправданно длительное время расследуются уголовные дела о коррупционных преступлениях, что влечет нарушение разумных сроков уголовного судопроизводства и прав его участников. В СУ СК более половины направленных в суд уголовных дел расследованы свыше установленного  срока. Напротив, следователями УМВД более 90 % дел данной категории расследованы в 2 месячный срок. 

Судами края в текущем году рассмотрено 73 уголовных дел в отношении 89  лиц (53/59), в том числе 66 дел на 80 обвиняемых с вынесением обвинительных приговоров (47/53). Прекращены вследствие издания акта об амнистии 4 дела на 4 подсудимых.  Осуждены прокурор (0), 14 сотрудников полиции (3), 3 УФМС (0), 2 главы муниципального образования (6),  13 преподавателей и руководителей образовательных и медицинских учреждений (9), 5 начальников почтовых отделений (4) и другие.Оправдательные приговоры не выносились (1).

К реальному лишению свободы  осуждены 13 лиц (3), к условному лишению свободы -  27 (13), к штрафам–  36 (17),  лишены права  занимать  определенные должности –  4(4). К 38% осужденным  (43,4%) применено дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью. Методами и средствами ОРД обеспечена в стадии уголовного судопроизводства  возмещаемость ущерба на сумму 9 млн. 435 тыс. руб. или 35,3 %.  

Проводилась правоохранительными органами совместная работа по обеспечению возмещения ущерба, причиненного актами коррупции, исполнению решений судов о назначении осужденным наказания в виде штрафа, кратного размеру получено или переданной взятки.  В результате совершения коррупционных преступлений причинен ущерб в размере  26 млн. 688 тыс. руб. (158 млн. 738 тыс. руб.). В ходе расследования преступлений, повлекших причинение имущественного ущерба, путем  добровольного погашения подозреваемыми (обвиняемыми) ущерба, обнаружением, изъятием или арестом следователем и органом дознания похищенного имущества, обеспечено возмещение материального вреда на 9 млн. 435 тыс. руб., что составляет 35,3 % (154 млн. 708 тыс. руб. или 95,8%).

В суды в порядке уголовного и гражданского судопроизводства прокурорами предъявлено 17 исковых заявлений о возмещении ущерба, причиненного актами коррупции на сумму 20 млн. 831 тыс. руб., (20 на 3 млн. 750 тыс. руб.) рассмотрено 9 исков (29), из них: удовлетворено 7 на сумму 5 млн. 548 тыс. руб. (20 на 63 млн. 977 тыс. руб.), прекращено 2 дела в виду добровольного удовлетворения требований прокурора на 20 тыс. руб. (9 на 242 тыс. руб.).

В УФССП края находится в производстве 97 исполнительных производств по взысканию с граждан штрафа, назначенного судом в качестве основного или дополнительного наказаний за совершение коррупционных преступлений, на сумму 78 млн. 156 тыс. руб. На исполнении сотрудников УФССП также находится  45 исполнительных производств о взыскании по решению судов, принятых по искам прокуроров в порядке гражданского или уголовного судопроизводства, с виновных лиц,  ущерба причиненного коррупционными правонарушениями на сумму 170 млн. 863,7 тыс. руб. Взыскателям возмещено 40 млн. 130 тыс. руб. или 23,4 %. Остаток задолженности по исполнительным производствам данной категории составляет 130 млн. 733,7 тыс. руб.

О результатах работы в данном направлении прокуратурой края сообщается Губернатору края, Главному федеральному инспектору и в Законодательно Собрание края информационными письмами.