15 декабря 2015 года работники прокуратуры Забайкальского края приняли участие в научно-практической конференции на тему «Роль средств массовой информации в формировании антикоррупционных стандартов поведения». Мероприятие было организовано Читинским филиалом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. В ее работе также участвовали ученые из вузов Забайкальского края, представители органов государственной власти и судейского сообщества, правозащитной системы края, адвокаты и другие заинтересованные лица.

Старший помощник прокурора края по взаимодействию сор СМИ и общественностью Анатолий Усков выступил перед участниками конференции и рассказал о проводимой работе в обсуждаемой сфере органами прокуратуры края.

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на научно-практической конференции по теме

«Роль средств массовой информации в формировании антикоррупционных стандартов поведения»

Несколько дней назад, 9 декабря 2015 года, мы в очередной раз отмечали Международный день борьбы с коррупцией, учреждение которого свидетельствует о том, что проблема коррупции давно вышла за национальные рамки и приобрела международный характер. Более восьми лет назад Россия ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции, которой предусмотрено принятие государством мер по ее предупреждению с участием общества (статья 13 Конвенции).  

Согласно международным правовым актам, участие общества в противодействии коррупции следует укреплять с помощью таких мер, как обеспечение для населения эффективного доступа к информации, в том числе проведение мероприятий по информированию населения, способствующих созданию атмосферы нетерпимости в отношении коррупции.  

Выполняя эту задачу, Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов РФ на постоянной основе осуществляет взаимодействие с институтами гражданского общества, со средствами массой информации. 

Как на федеральном уровне, так и в нашем регионе регулярно проводятся заседания созданных, как правило, по инициативе прокуроров рабочих групп, общественных советов. Прокуроры принимают участие в конференциях, круглых столах и сами организуют подобные мероприятия, по результатам которых вырабатываются практические антикоррупционные меры.  

Следует отметить, что за период 2014 г. - 9 мес. 2015 г. прокурорами пресечено 6335 тыс. нарушений законов о противодействии коррупции. По актам прокурорского реагирования к административной и дисциплинарной ответственности привлечены 1044 виновных лица. По материалам органов прокуратуры в отношении нарушителей закона возбуждено 30 уголовных дел.  

В настоящее время в вопросах борьбы с коррупцией прокуроры ориентированы, прежде всего, на защиту имущественных прав граждан, организаций и государства, нарушенных в результате совершения коррупционных правонарушений; принятие мер, направленных на возмещение причинённого ущерба; защиту лиц, сообщающих о фактах коррупции, от незаконного преследования; соблюдение нормативных правовых актов об антикоррупционных стандартах поведения.  

Повышение уровня осведомленности граждан об имеющихся механизмах противодействия коррупции, а также формирование стандартов антикоррупционного поведения являются одной из функций государственных органов, а также органов прокуратуры.

 

Работа прокуратуры края по взаимодействию со СМИ в этой сфере строится по двум направлениям:

1.Своевременное выявление с помощью СМИ и пресечение коррупционных преступлений и правонарушений.

Как правило, основным источником информации такого типа выступает заявитель, т.е. лицо, чьи права и законные интересы нарушены чьими-либо противозаконными действиями. Между тем существует иной источник информирования правоохранительных органов о совершенных правонарушениях как уголовного, так и административного характера. Это - средства массовой информации. Не случайно журналистов называют "четвертой властью".

Некоторые нормативные акты предусматривают рассмотрение информации, размещенной в СМИ, в качестве заявления о нарушении закона. Так, ст. 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что поводом для возбуждения уголовного дела в числе прочих может служить сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. При этом ст. 144 указанного Кодекса прямо указывает на проведение проверки по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации. При этом редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

Этот случай, в свою очередь, регламентирован ст. 41 Закона РФ "О средствах массовой информации", которая предусматривает, что редакция средства массовой информации не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне. Также редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.

Как видно из вышеперечисленных правовых норм, ни одна из них не дает четкого ответа на основной вопрос: обязаны ли правоохранительные органы отслеживать появляющиеся в средствах массовой информации сведения о преступлениях? И если да, то каков механизм такого мониторинга?

Если по вопросам уголовно-правового характера законодательство содержит относительно четкую регламентацию проверки изложенных в средствах массовой информации сведений, то материалы иных видов правонарушений вообще не упоминаются законодателем в данном контексте.

Восполнить этот нормотворческий пробел в органах прокуратуры призван Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 23 октября 2009 г. № 341 "О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации". Указанный документ требует рассматривать взаимодействие со средствами массовой информации как одно из важнейших направлений работы и осуществлять его, исходя из анализа состояния законности и прокурорского надзора. 

Он содержит определенные требования к работникам органов прокуратуры по своевременному анализу материалов в средствах массовой информации. Так, п. 4 указанного Приказа возлагает на прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур обязанность ежедневно осуществлять мониторинг ведущих средств массовой информации субъекта Российской Федерации в целях анализа состояния законности и возможного принятия мер прокурорского реагирования. При этом им следует обращать особое внимание на информацию о нарушениях прав и свобод граждан, нарушениях при расследовании уголовных дел, иных нарушениях законности, незамедлительно передавая такие материалы в соответствующие подразделения прокуратуры для организации проверки изложенных сведений.

Таким образом, указанный пункт Приказа Генерального прокурора Российской Федерации предусматривает механизм своевременного реагирования органов прокуратуры на факты противоправной деятельности, изложенные в средствах массовой информации, в том числе коррупционной направленности. 

В прокуратуре Забайкальского края издан аналогичный приказ об организации работы по взаимодействию со средствами массовой информации, который регламентирует деятельность аппарата прокуратуры края, а также подчиненных прокуратур.  Данный нормативно-правовой акт возлагает на старшего помощника прокурора края по взаимодействию со СМИ, прокуроров районов и спецпрокуроров организацию работы по ежедневному мониторингу региональных и местных СМИ, интернет-сайтов в целях анализа состояния законности и принятии мер прокурорского реагирования.

По каждому факту появления в СМИ критических материалов, сообщений о нарушении законодательства, прав граждан, происшествиях незамедлительно ставится в известность прокурор края. Он назначает проверку, о результатах которой информируется данное средство массовой информации. В прошлом и текущем годах проведены проверки по 426 публикациям, в том числе по 6 сообщениям о нарушениях коррупционной направленности (расходы Правительства края на «Инвестпортал», закупка квартир для сирот-Шуляковский, сведения о доходах депутатов ЗКС, дача взятки гособвинителю и др.). То есть, механизм выявления преступлений и правонарушений по сообщениям СМИ создан, работает, но такие сообщения можно пересчитать по пальцам.

2)Систематическое информирование населения о состоянии законности и правопорядка.

В названных приказах  Генерального прокурора РФ и прокурора Забайкальского края закреплена обязанность органов прокуратуры строго соблюдать один из основополагающих принципов их организации и деятельности, закрепленный в ст. 4 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". Согласно этому принципу органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.

В них закреплено требование систематически информировать население через официальные интернет-представительства органов прокуратуры, информационные агентства, печать, радио и телевидение о состоянии законности и правопорядка, оперативно сообщать в средства массовой информации о направлении в суд уголовных дел, вызвавших повышенный общественный резонанс, и вынесении по ним судебных решений, а также о прокурорских проверках, в процессе которых вскрыты многочисленные нарушения законности. Это в полной мере относиться к информированию органов власти, общественности о борьбе с коррупцией.

Органы прокуратуры Забайкальского края активно проводят работу по обеспечению открытости и гласности своей деятельности.

-Одно из главных направлений в этой сфере - ежедневное обновление новостной ленты официального сайта краевой прокуратуры. Как правило, на ней ежедневно размещаются от 5 до 10 информаций, в том числе по темам борьбы с коррупцией.

-Сообщения, представляемые в форме пресс-релизов, зачастую являются поводом для дальнейшей совместной работы журналистов и работников прокуратуры по подготовке публикаций в печатных изданиях, сюжетов телепрограмм, радионовостей, сообщений в информационных агентствах, для организации пресс-конференций, комментариев, интервью с прокурорами.

-На протяжении нескольких лет на сайте прокуратуры ведется рубрика «Противодействие коррупции». Здесь же работает интернет-приемная для посетителей сайта, куда граждане, общественные организации обращаются в связи с нарушением законодательства. С целью формирования позитивного общественного мнения о деятельности органов прокуратуры в ряде местных газет открыты рубрики: "Человек и закон", "Прокуратура информирует" и др.

-Практикуется и такая форма взаимодействия, как передача результатов прокурорских проверок и другой актуальной информации журналистам для подготовки соответствующих материалов. Тематику выступлений диктуют время, острота проблем, состояние дел на поднадзорной территории.

-Используются такие формы взаимодействия, как личные встречи руководства прокуратуры края, прокуроров районов  с главными редакторами и корреспондентами региональных и местных СМИ; проведение пресс-конференций и брифингов.

Активно ведется сотрудничество практически со всеми региональными, местными печатными и электронными СМИ, а также рядом межрегиональных СМИ. В 2014 и за 11 месяцев 2015 годах в СМИ и сети Интернет материалы прокурорских работников по различным направления прокурорского надзора были размещены 29588, в том числе по борьбе с коррупцией - 2103 раза(2014 год -  1295, 11 мес. 2015 года -  808).

-Ежегодно проводится Всероссийский конкурс на лучшие материалы в СМИ о работе органов прокуратуры. Журналисты региональных и местных СМИ принимают в нем довольно активное участие.  Это способствует формированию в обществе положительного имиджа органов прокуратуры, повышению доверия к ним в борьбе с коррупцией, совершенствованию форм и методов взаимодействия с региональными и местными СМИ.

Кроме этого, работа по обеспечению гласности введена прокуратурой края в рейтинг оценки деятельности районных и специализированных прокуратур. В освещении деятельности прокуратуры участвуют все прокурорские работники. Результаты этой работы оцениваются в ходе комплексных проверок органов прокуратуры, рассматриваются на коллегиях по итогам каждого полугодия, оперативных совещаниях при прокуроре края, его заместителях, учитываются при аттестации прокурорских работников.  Освещение в СМИ работы в органах прокуратуры края по борьбе с коррупцией  отражается в докладах и информационных письмах старшего помощника прокурора края по взаимодействию со СМИ и отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

В тоже время, на мой взгляд, имеется ряд проблем по освещению этой тематики в СМИ.

-В частности, отсутствуют единые законодательные рекомендации по осуществлению указанной деятельности, четко не определен круг средств массовой информации, подлежащих мониторингу. Фактически прокуратура самостоятельно выискивает такие сообщения, а ряд редакций СМИ не проявляет активности и не направляет свои публикации или неопубликованные письма в прокуратуру для рассмотрения.

-Практически нет инициативных журналистских расследований в крае. В малочисленных по штату редакциях печатных и электронных СМИ, информационных агентств практически нет журналистов, специализирующихся на этой тематике. Даже освещение брифингов и пресс-конференций по борьбе с коррупцией, несмотря на обширный фактурный материла, сводится к кратким информациям о прошедшем мероприятии, без авторских анализа и выводов, не вызывает интерес у широкой аудитории. Ряд СМИ вообще уклоняются от участия в таких мероприятиях.

-Отмечается стремление ряда СМИ в погоне за сенсацией быстрее выплеснуть информацию, порой со ссылкой на сомнительные источники, в том числе в правоохранительных органах, содержащие неточности и ошибки, что вводит в заблуждение читателей (обыск или выемка документов в природоохранной прокуратуре, полет на вертолете министра здравоохранения в приграничное село и др.).

К сожалению, некоторые СМИ, на мой взгляд, буквально заточены на формирование негативного отношения к некоторым государственным и правоохранительным структурам при отсутствии доказательств и аргументов, под прикрытием «личного суждения журналиста». Такие публикации оказывают негативное воздействие на общественное сознание, становятся источником социальной напряженности в обществе, формируют у населения недоверие к этим органам и правовой нигилизм.

Таким образом, взаимодействие органов прокуратуры, других правоохранительных органов и СМИ в борьбе с коррупцией, по формированию антикоррупционных стандартов поведения имеет большое значение, прежде всего в интересах повышения правовой культуры граждан и формирования  нетерпимого отношения к любым проявлениям коррупционной направленности. Это процесс должен быть взаимонаправленным, строиться на законных основаниях и служить одной цели – укреплению правового государства, искоренению коррупции в нашем обществе.