В прокуратуре Забайкальского края проведен анализ результативности деятельности по профилактике и противодействию хищениям скота. Мы попросили прокомментировать его старшего прокурора управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры края Алексея Сенотрусова.

 -Как в этом году оценивается сложившаяся ситуация с хищениями скота в крае?

-Ситуация ухудшилась. За 9 месяцев текущего года в крае зарегистрировано 678 хищений скота, что на 25% больше, чем в прошлом году (542). Наибольший рост преступлений данной категории отмечается на территории Забайкальского – более чем в 3 раза (с 8 до 27), Агинского – в 2,5 раза (с 10 до 27), Приаргунского (с 26 до 56) и Ононского (с 5 до 11) – более чем в 2 раза; Александрово-Заводского +92% (с 13 до 25); Борзинского +82% (с 28 до 51); Читинского +64% (с 45 до 74); Кыринского +53% (с 19 до 29); Нерчинского +44% (с 18 до 26); Чернышевского +41% (с 29 до 41) районов края.

В значительной степени хищениям скота присущи определенные признаки организованности и системности. Более половины преступлений из числа оконченных – 96 (61), совершены в составе группы, их прирост составил 57%. В тоже время в числе выявленных преступлений доля многоэпизодных преступлений несколько снизилась (с 16,6% до 12,5%). Вместе с тем, возможность быстрого получения «легких» денег не оставляя следов, делает скот объектом постоянного преступного «промысла».

-Какие факторы этому способствуют?

-В крае все еще сохраняют свое влияние криминогенные факторы, влияющие на распространенность хищения крупного рогатого скота. В первую очередь это широкое использование населением неорганизованных выпасов животных, большое количество неконтролируемых дорог, по которым возможно перемещения похищенного скота. Также отмечаются пробелы в нормативно-правовой базе организации выпаса скота и слабость административной практики привлечения к ответственности за нарушения в этой сфере. К сожалению, ряд преступлений остается нераскрытым и преступники не установлены.

-Видимо, такой уровень преступности в обсуждаемой сфере вынуждает прокуроров, правоохранительные органы принимать профилактические меры в борьбе с нею?

-В истекшем квартале правоохранительными органами принимались меры, направленные на ослабление негативного воздействия указанных причин и условий совершения хищений КРС.

Межрайонными прокурорами на сходах граждан в сельских поселениях проводилась работа по выявлению укрытых от регистрации сообщений о фактах хищения КРС, а также обращалось внимание органов местного самоуправления и собственников на острую необходимость организации охраны животных на выпасах. В тех же целях, в третьем квартале этого года сотрудниками органов внутренних дел в районах края проведены 28 сходов граждан, а также консультативный совет с главами сельский поселений (Кыринский район).

Борзинским межрайонным прокурором и прокурором Приаргунского района во все сельские поселения направлены проекты нормативных правовых актов, регулирующих содержание и выпас скота. Прокурором Читинского района в сентябре текущего года направлена информация главам администраций сельских поселений об установлении мест для выпаса животных.

-Вы сказали, что существует большое количество неконтролируемых дорог для перегона и перевозки похищенного скота. Можно что-либо предпринять для пресечения подобных фактов?

-Сотрудниками УМВД России по Забайкальскому краю для предупреждения перемещения похищенного скота по наиболее вероятному каналу транспортировки – по федеральной трассе в сторону Амурской области, оказано содействие в организации и функционировании временного поста, созданного государственной ветеринарной службой Забайкальского края в соответствии с распоряжением Губернатора Забайкальского края от 31 августа 2015 года на 587 км федеральной трассы Чита-Хабаровск. За период с 14 сентября по 30 сентября текущего года на нем сотрудниками органов внутренних дел проверены 339 единиц транспортных средств. Выявлено 15 фактов перевозки сельскохозяйственных животных без соответствующих документов. По результатам проверок в восьми случаях приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с неподтверждением данных о возможном хищении животных. Проверки еще по семи фактам не окончены. Кроме того, специалистами государственной ветеринарной служба Забайкальского края возбуждены административные дела по ч. 2 ст. 10.8 КоАП РФ, также выданы предписания о возврате животных к месту погрузки.

Работу в этом направлении следует продолжать.

-Как прокуратура края оценивает работу органов следствия по раскрытию преступлений, связанных с хищением скота?

Удельный вес оконченных расследованием преступлений в крае вырос с 25,7 до 27,8%. Вместе с тем, в ряде районов края работа по раскрытию и расследованию фактов хищений скота была отмечена меньшей результативностью: Шилкинский (18,2%), Агинский (17,9%), Газимуро-Заводский (16,7%), Приаргунский (15,3%), Кыринский (10,7%), Калганский (10%), Оловяннинский (6,9%). Из зарегистрированных на территории Тунгокоченского (3) и Хилокского (12) районов преступление ни одно окончательно не расследовано.

Состояние оперативно-розыскной деятельности, направленной на выявление, пресечение и раскрытие хищений скота, еще не позволяет эффективно противодействовать данной категории преступлений. От общего количества оконченных преступлений 63% раскрыты сотрудниками полиции по оперативной информации. При осуществлении надзорных полномочий прокуроры отмечают несистемный характер оперативной работы, проводимой в целях установления лиц, причастных к кражам КРС.

В связи с обнаруженной негативной тенденцией к росту числа зарегистрированных хищений скота при одновременном снижении их раскрываемости в семи районах края по итогам работы за 9 месяцев в адрес руководства УМВД России по Забайкальскому краю направлено письмо с предложением оказания практической помощи территориальным подразделениями органов внутренних дел в организации и осуществлении противодействия этим преступлениям.

За 9 месяцев текущего года в производстве следователей территориальных подразделений УМВД России по Забайкальскому краю находилось 896 уголовных дел, возбужденных по фактам краж КРС (ч.2 ст. 158 УК РФ). Производство окончено по 187 уголовным делам, из них в суд с обвинительным заключением направлено 168 уголовных дел. Количество уголовных дел, приостановленных производством, возросло на 12% (с 416 до 467). Прекращено расследование по 19 уголовным делам, из них 12 – по реабилитирующим основаниям. Вынесение решений о прекращении уголовных дел в связи с неустановлением события или состава преступления вызвано обнаружением скота, не ставшего предметом хищения, либо установлением некриминального характера смерти животных.

-Могут ли прокуроры повлиять на повышение эффективности расследования уголовных дел о хищениях скота?

-В рамках своих полномочий. Со второго полугодия 2015 года ход расследования уголовных дел о хищениях скота регулярно заслушивается на оперативных совещаниях под руководством надзирающих прокуроров, что, однако не исключает нарушений закона на досудебной стадии производства. При осуществлении надзора за соблюдением закона при приеме, регистрации и учете сообщений о преступлениях прокурорами поставлены на учет 7 укрытых преступлений данной категории, отменены 9 незаконных решений об отказе в возбуждении уголовного дела. Надзирающими прокурорами отменены как необоснованные 76 постановлений о приостановлении предварительного расследования. В связи с выявлением нарушений на стадии производства предварительного расследования в адрес руководителей следственных органов внесены 32 требования, 9 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечены 10 должностных лиц органов внутренних дел.

-Соответствует ли сложившейся ситуации нормативная правовая база в сфере организации выпаса животных?

-С целью упорядочения выпаса скота прокуратурой края изучена нормативно-правовая база, рассмотрен вопрос о необходимости совершенствования региональных и (или) муниципальных нормативных правовых актов, проанализирована административная практика по вопросам выпаса сельскохозяйственных животных.

В большинстве населенных пунктов органами местного самоуправления не определены места выпаса скота (Акшинский, Александрово-Заводский, Калганский, Петровск-Забайкальский, Улетовский, Хилокский районы, отдельные муниципальные образования Красночикойского, Кыринского, Ононского районов и другие).

Известно, что запреты и ограничения на выпас скота содержатся во многих нормативных документах. В зависимости от места выявления нарушения правил выпаса скота и нормы законодательства, устанавливающей запрет, может применяться административная ответственность по ст.ст. 8.13, 8.26, 8.42, 10.6, 10.8, 11.21, 18.2 КоАП РФ. В отдельных случаях виновные лица могут привлекаться к административной ответственности, установленной региональным законодательством, например по ст. 18 Закона Забайкальского края от 02.07.2009 № 198-ЗЗК «Об административных правонарушениях» (нарушение установленных органами местного самоуправления правил благоустройства, содержания и озеленения территорий городов и других населенных пунктов).

-Высока ли действенность у нас в крае административной практики в борьбе с правонарушениями, связанными с выпасом скота?

            -Следует отметить, что, несмотря на наличие в действующем федеральном и региональном законодательстве ответственности за те или иные правонарушения, связанные с выпасом скота, данная  административная практика в крае не налажена. Сотрудниками контролирующих, правоохранительных органов, в том числе УМВД края, органов местного самоуправления тесное взаимодействие с целью привлечения владельцев животных к административной ответственности за нарушение законодательства, предусматривающего порядок выпаса скота, не осуществляется, возбуждение административных производств не инициируется.

Так, за период 2014-2015 годов на территории края не возбуждено ни одного административного производства  по ч.1 ст.11.21 КоАП РФ в связи с выпасом животных, а также их прогоном через автомобильные дороги вне специально установленных мест, согласованных с владельцем автомобильных дорог; по ч.2 ст.8.42 КоАП РФ за нарушение п.3.3.3.2 Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», запрещающего расположение стойбищ и выпас скота в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 м; по ч.1 ст.8.26 КоАП РФ в связи с выпасом сельскохозяйственных животных на землях, на которых расположены леса.

При наличии у сотрудников полиции информации об отсутствии у КРС бирок соответствующие материалы в Государственную ветеринарную службу края не направляются, в то время как  обязанность получать регистрационный номер в форме бирки и следить за его сохранностью закреплена во многих санитарно-ветеринарных правилах,  например, п.п.3.2.1, 3.2.1.1 СП 3.1.7.2613-10 ВП 13.3.1302-96  «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Бруцеллез». Неисполнение данной обязанности образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.10.6 КоАП РФ.

В ходе прокурорской проверки установлено, что Государственной ветеринарной службой края указанная административная практика так же не налажена. В связи с непринятием ветеринарными специалистами  ГБУ «Александрово-Заводская СББЖ» указанных мер на территории сельского поселения «Манкечурское», на территории которой введены ограничительные мероприятия в связи с заболеванием животных бруцеллезом,  заместителем прокурора края в адрес руководителя Госветслужбы края внесено представление, которое находится на рассмотрении.

-Какие еще меры реагирования с учетом проведенного анализа принимает прокуратура в целях устранения выявляемых нарушений законодательства в сфере организации выпаса животных?

-Заместителем прокурора края 17 сентября 2015 года проинформированы о состоянии законности и практике прокурорского надзора за соблюдением законодательства по вопросам содержания и выпаса сельскохозяйственных животных Ассоциация муниципальных образований Забайкальского края, УМВД по краю, Государственная ветеринарная служба края, Государственная лесная служба края, Управление Роспотребнадзора по краю, Управление Россельхознадзора по Забайкальскому краю и Амурской области. Им предложено наладить тесное взаимодействие контролирующих, правоохранительных органов и органов местного самоуправления по данному вопросу, инициировать перед уполномоченными контролирующими органами возбуждение административных производств за совершение административных правонарушений, связанных с выпасом скота, что позволит сократить количество хищений сельскохозяйственных животных на территории края.

В адрес межрайпрокуроров направлено информационное письмо, в котором прокуроры сориентированы на принятие мер прокурорского реагирования в отношении правоохранительных, контролирующих органов и органов местного самоуправления в случаях их бездействия.

Межрайпрокуроры также сориентированы  на необходимость восполнения на муниципальном уровне правовых пробелов по данным вопросам мерами прокурорского реагирования либо путем использования форм правотворческой деятельности.

Рассмотрен вопрос о необходимости совершенствования региональных нормативных правовых актов. Постановлением Правительства края от 28 сентября 2015 года № 476 утверждены Правила содержания, выпаса и перегона сельскохозяйственных животных на территории Забайкальского края, за исключением вопросов, регулируемых федеральным законодательством. Прокуратурой края в порядке нормотворческой инициативы подготовлен и направлен на рассмотрение в законодательные органы края проект Закона Забайкальского края «О внесении изменений в Закон Забайкальского края «Об административных правонарушениях», устанавливающий административную ответственность за нарушение правил выпаса сельскохозяйственных животных.

-Спасибо за беседу.

(Беседовал старший помощник прокурора края по взаимодействию со СМИ и общественностью Анатолий Усков)