Сегодня заместитель прокурора Забайкальского края Баир Доржиев провел брифинг для журналистов по итогам координационного совещания руководителей правоохранительных органов края, на котором его участники обсудили эффективность деятельности правоохранительных органов по профилактике правонарушений и преступлений, предупреждению рецидивной преступности.

 

Дата проведения: 5 мая 2015 года

Время проведения: 15.00-15.40

Руководитель брифинга: Доржиев Б. В. – заместитель прокурора Забайкальского края.

Участники брифинга: Захаров А. В. – начальник управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры края.

 

Основные вопросы: 

1.Прошло координационное совещание руководителей правоохранительных органов края

Под председательством прокурора Забайкальского края Владимира Фалилеева прошло плановое координационное совещание руководителей правоохранительных органов Забайкальского края. Его участники осудили вопрос: «Об эффективности деятельности правоохранительных органов по профилактике правонарушений и преступлений, предупреждению рецидивной преступности».

С докладом выступил заместитель прокурора края Баир Доржиев. Участники совещания также заслушали выступления  Начальника отдела организации деятельности участковых уполномоченных  полиции и подразделений по делам несовершеннолетних УМВД России по Забайкальскому краю Олега Пугачева, начальника отдела по контролю за исполнением наказаний и иных мер уголовно-правового характера ФКУ УИИ УФСИН России по Забайкальскому краю Татьяны Горюновой.

В докладе  отмечено, что Забайкальский край на протяжении ряда лет является «лидером» по уровню преступности в расчете на 100 тыс. человек населения. В этих условиях особое значение приобретают вопросы профилактики правонарушений и преступлений, эффективность и слаженность работы всех органов и учреждениями системы профилактики.

Постановлением Правительства края от 30.06.2014 № 383 утверждена государственная программа Забайкальского края «Совершенствование государственного управления Забайкальского края», на период с 2014 года по 2020 год, в которую входит подпрограмма «Профилактика правонарушений». Однако бюджетом Забайкальского края  на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов финансирование подпрограммы не предусматривалось. В этой связи прокуратурой края в Администрацию Губернатора края в 2014 года направлялась информация о необходимости финансирования мероприятий программы, по результатам рассмотрения которой было принято решение о выделении бюджетных ассигнований на 2015 год в сумме 500 тыс. руб., что составило лишь 22% от предусмотренных программой сумм ассигнований. 

Всего на территории края в 2014 году действовало 23 программы профилактики правонарушений в 21 муниципальном районе и в двух городских округах с запланированным объемом финансирования в размере свыше 4 млн. рублей, фактически было выделено чуть менее 2 млн. рублей.

Таким образом, следует констатировать, что финансирование программ профилактики преступности является недостаточным. Не меняется и общая экономическая ситуация в крае, что затрудняет ресоциализацию лиц, освободившихся из мест лишения свободы и иных категорий осужденных. Так, из 289 граждан,  обратившихся в 2014 году в органы занятости населения за содействием в поиске работы после освобождения из исправительных учреждений, были трудоустроены лишь 60 человек.  

2.Не теряют своей актуальности вопросы борьбы с рецидивной преступностью, учитывая ее высокий уровень

Не теряют своей актуальности вопросы борьбы с рецидивной преступностью, учитывая ее высокий уровень. Результатом предпринятых усилий правоохранительных органов края, в т.ч. исполнения решения прошлого координационного совещания стало снижение удельного веса преступлений, совершенных ранее судимыми лицами (с 70,4% до 62,8%), в том числе освобожденными условно-досрочно (с 2% до 1,2%) и состоящими под административным надзором (с 3,2% до 2%). В то же время за счет роста на 7,8% количества преступлений, совершенных лицами, ранее привлекавшимися к уголовной ответственности,  удельный вес рецидивной преступности по сравнению с 2013 годом вырос на 4,2% и составил 57,9%, наиболее высок он в  Калганском (70,7%),  Дульдургинском и Приаргунском районах края (по 66%).

Проведенный анализ показал, что в два раза увеличилось число лиц, ранее освобождавшихся в ходе следствия и дознания, а также судом от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, и повторно совершивших преступления (в 2013 году – 242, в 2014 году – 469), то есть это та категория лиц, за которой законодательно не предусмотрено осуществление контроля каким-либо органом. В то же время в соответствии с ведомственным приказом МВД РФ, регламентирующим порядок производства оперативно-розыскной деятельности, за всеми лицами, судимыми за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, условно осужденными, освобожденными из мест лишения свободы, должно осуществляться оперативно-профилактическое наблюдение  в рамках специально заведенных оперативно-служебных дел. Однако, по-прежнему, не во всех территориальных ОВД в отношении указанной категорий лиц заводятся такие дела, в результате чего данные лица выпадают из-под контроля сотрудников полиции.  

3.Особое место в предупреждении рецидивной преступности занимает гласный административный надзор

Особое место в предупреждении рецидивной преступности занимает гласный административный надзор, работа по применению которого активизирована. В настоящее время на территории края под административным надзором состоит 930 лиц, что составляет 37,2% от числа взятых на контроль ранее судимых лиц, из них 211 лиц поставлено по инициативе органов внутренних дел. На данный момент под административный надзор взяты лица, имеющие судимость за совершение преступлений в отношении несовершеннолетних – 51, опасные и особо опасные рецидивисты – 383.  Помимо них органами внутренних дел установлено и взято на контроль 2497 ранее судимых лиц, освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную или неснятую судимость.

В ходе осуществления контроля за соблюдением поднадзорными лицами установленных судом ограничений и обязанностей сотрудниками полиции в 2014 году составлено 915 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.24 КоАП РФ (АППГ – 192). По фактам уклонения от административного надзора возбуждено 31 уголовное дело (АППГ – 15).

В то же время имеют место факты ненадлежащего осуществления административного надзора. Недобросовестное отношение должностных лиц ОВД к  исполнению возложенных на них законом обязанностей не только снижает эффективность всей  профилактической  деятельности, но и способствует совершению повторных преступлений. Так, 109 лицами указанной категории совершены новые преступления (АППГ – 47).  Однако должностные лица органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения в рамках ведомственного контроля не привлекались.

Прокурорами при проверках дел административного надзора выявлялись факты формального составления актов о проверке поднадзорных по месту жительства, непринятия мер по привлечению поднадзорных к административной ответственности по ст. 19.24 КоАП РФ. Всего прокурорами было выявлено 41 нарушение в деятельности сотрудников органов внутренних дел в сфере административного надзора (АППГ – 14). В связи с выявленными нарушениями закона руководителям территориальных органов внутренних дел прокурорами направлено в 2014 году 22 представления (АППГ – 8), по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 26 сотрудников полиции (АППГ – 4).  

4.Не изжиты нарушения закона  об установлении административного надзора в отношении освобождаемых из мест лишения свободы лиц

Последние два года отмечается надлежащее выполнение администрациями исправительных учреждений УФСИН России по Забайкальскому краю требований закона  об установлении административного надзора в отношении освобождаемых из мест лишения свободы лиц. Однако в отдельных учреждениях продолжаются случаи нарушения этих требований, в  связи с чем 30 января 2015 года в УФСИН прокуратурой края внесено обобщенное представление, по результатам рассмотрения которого  2 должностных лица  привлечены к строгой дисциплинарной ответственности.

По-прежнему допускаются нарушения при подготовке в суд заявлений об установлении административного надзора со стороны сотрудников ОВД. Всего судами Забайкальского края в 2014 году рассмотрено 462 дела об установлении административного надзора,  в 7 случаях в удовлетворении заявлений отказано в связи с необоснованностью заявленных требований  (АППГ — 6).

В свою очередь и судьи продолжают допускать ошибки, которые прокуроры оставляют без внимания. Судебной коллегией по гражданским делам Забайкальского краевого суда в 2014 году изменены 26  судебных решений. В 14 случаях прокуроры при наличии оснований не внесли апелляционные представления, из них 10 решений не были обжалованы Читинским прокурором по надзору за соблюдением законов в  ИУ.

При участии по делам о досрочном прекращении административного надзора  прокурорам необходимо тщательно исследовать личность осужденного, его поведение в период административного надзора. Так, судебной коллегией по гражданским делам Забайкальского краевого суда по жалобе УМВД России по г. Чите 1 октября 2014года отменено решение Центрального районного суда об удовлетворении заявления Ким  о досрочном прекращении административного надзора по причине привлечения поднадзорного лица к административной ответственности.

В 2014 году был сохранен ранее выработанный совместно с УФСИН края взвешенный подход к рассмотрению ходатайств об условно-досрочном освобождении  (в 2014 г. отклонено 623 необоснованных ходатайств), в результате этого число лиц, совершивших в период УДО преступления, ежегодно снижается (с 203 в 2011году  до 90 в 2014). Вместе с тем, выводы администрации исправительных учреждений о целесообразности применения УДО не всегда объективны, судами отклонено 157 ходатайств об УДО при наличии положительного заключения администрации ИУ. 

5.Сохраняется формализм в воспитательной работе с осужденными при исполнении наказания, не связанного с изоляцией от общества

Несмотря на снижение общего количества нарушений при исполнении наказания, не связанного с изоляцией от общества (1092 против 1133), по-прежнему допускаются нарушения, свидетельствующие о неэффективной воспитательной работе с подучетными лицами, до конца не решена проблема взаимодействия с органами полиции, которыми в отдельных случаях профилактические мероприятия проводятся формально или совсем не проводятся.

Например, в Краснокаменском районе 18 декабря 2014 года участковый полиции передал в контролирующий орган рапорт о проверке по месту жительства условно осужденного В. и о проведенной с ним профилактической беседе, в то время как в данный период этот осужденный находился за пределами края.  При этом сотрудник уголовно-исполнительной инспекции, который обязан был пресечь такие факты служебного подлога, не только не принял мер для этого, но и сам с целью «приукрасить» работу этого участкового полиции уже в свою справку внес недостоверные сведения о совместно проведенной с ним накануне проверке этого осужденного.

Несмотря на то, что количество осужденных, совершивших повторные преступления в период отбывания наказаний, не связанных с изоляцией от общества, в 2014г. снизилось на 1,6%, имеются факты совершения преступлений лицами, в отношении которых ранее судом были отклонены представления о замене наказания лишением свободы или об отмене условного осуждения. Например, в Калганском районе условно осужденный С. в период отбывания наказания с 16 октября 2013 года до 25 апреля 2014 года более пяти раз нарушил возложенные на него судом обязанности. Однако за систематическое уклонение от отбывания наказания он всего лишь подвергался предупреждениям о возможной отмене условного осуждения и ему продлен испытательный срок. После того как суд дважды отклонил ходатайство об отмене условного осуждения, он в апреле 2014 г. повторно совершил кражу. При наличии оснований своевременно меры к оспариванию судебных решений не были приняты. Подобные факты не единичны.